a_round_loaf


Я верую в светлый разум!..

Знание не имеет хозяев


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Двойная ложь «европейских ценностей»
a_round_loaf

Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов — о ложных ориентирах и подлинных основаниях

Двойная ложь «европейских ценностей»

Александр Бречалов. Фото из архива автора

В сознании российских либералов «Европа» стала фетишем. Здесь я намеренно беру это слово в кавычки, чтобы подчеркнуть: они обожествляют миф о Европе, а не реальный Европейский союз в 2014 году, полный внутренних противоречий, проблем и сомнительных решений.

Чтобы общественная дискуссия по поводу «европейских ценностей» была плодотворной, нужно трезво и внимательно посмотреть, как эти ценности проявляются в общественной жизни. Как они влияют на мир и служат ли они общественному благу.

Как только мы начинаем разбираться с тем, как понятие «европейских ценностей» сейчас, в 2014 году, на наших глазах применяется и интерпретируется, мы сталкиваемся с ложью. Причем с двойной ложью: один раз на уровне предъявления европейских ценностей миру, а второй раз — на уровне их интерпретации в России.

Ложь номер один: гуманизм не для всех

В сердце европейской цивилизации лежит идея гуманизма: учение о беспредельных возможностях разума, ценности человеческой жизни и личности. Сейчас, в глобальном мире, эта идея работает только в том случае, если распространяется на всех людей, вне зависимости от их убеждений, религии и места проживания. В свое время Европе, следуя собственной логике, пришлось распространить ее за пределы своего континента — и это в итоге привело к краху колониальной системы.

Прагматичные выводы были сделаны. Сейчас эти ценности применяются Европой избирательно как инструмент актуальной политической борьбы. Это прекрасно видно на примере того, как Европа реагирует на события на Украине, фактически отрицая свою собственную идеологию, когда речь идет о жизнях и свободе жителей юго-востока Украины. Не замечая этой проблемы, без разбору называя этих людей преступниками, открытым текстом говоря, что их выбор ничего не стоит. Посмотрите, какое разное отношение к референдумам в Шотландии и в Крыму. Подобное избирательное применение гуманизма наглядно дискредитирует «европейские ценности».

«Европа» совсем не такая, как многие привыкли ее воспринимать.Терпимость, гуманизм, просвещение, торжество разума — прекрасные идеи, но сейчас они превратились в витрину, фактически — в инструменты лжи. А за витриной — холодная логика новой холодной войны против России. В этой войне Европа стремится занять морально превосходящую позицию, осуждая Россию за несоответствие европейским ценностям. И звучит это как минимум странно, потому что в первую очередь, увы, Европа не соответствует им сама.

Ложь номер два: диктатура меньшинства

Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда в России начинают интерпретировать европейские ценности.

Происходит элементарная подмена понятий. «Свободными», «европейски ориентированными» людьми объявляются только те, кто не согласен с курсом действующей власти. Под знаменем «европейских ценностей», прикрываясь именами Платона и Декарта, нам пытаются продать передел власти — чуть ли не как долг свободного, мыслящего человека. А если кто-то не хочет революции, значит, он — варвар, зомби и ватник, и нет ему места в прекрасном новом мире, неуклонно стремящемся к прогрессу.

Минуточку.

Это ложное противопоставление.

Ценность личного выбора людей, поддерживающих текущий политический курс в России, —  ничуть не меньшая, и уважать ее нужно, как и мнение протестующего меньшинства, каким бы «европейски ориентированным» оно себя ни называло.

Вместе с терпимостью Европа подарила всему миру опасный тезис: о том, что мнение меньшинства важнее, чем мнение большинства. «Массы» объявляются тупыми объектами пропаганды, а «меньшинство» — лучшим, умным, креативным. Запоздалый крестовый поход Ходорковского за европейские ценности — это, кстати, тоже попытка использовать тему «особой значимости меньшинств» в своих интересах. Понятный ход: объявить своих сторонников самыми лучшими, раз уж они в меньшинстве. Поверят в это тщеславные неудачники и «профессиональные либералы», у которых принцип выбора работодателя — «кто угодно, лишь бы не Кремль».

Фактически нам предлагают встать на сторону противника, принять его ценности и покаяться в своих грехах, реальных и мнимых. Европа ведет себя по отношению к России с очевидной враждебностью, а мы должны извиниться за то, что «не соответствуем европейским ценностям»? Если называть вещи своими именами, это предательство интересов своей страны. А те, кто призывает к этому — не светлые рыцари, сражающиеся за свободу и гуманизм, а просто жадное до власти меньшинство.

Свободный выбор России

За время своего существования Европа породила на свет много идей: и хороших — на благо общества, и разрушительных. Одинаково глупо и ориентироваться на Европу как на абсолютный эталон, образец, отклоняться от которого — преступно, и решительно отвергать всё, к чему применимо прилагательное «европейский».

«Европейские ценности» создавались много лет, и они не всегда были в точности такими, как сейчас.  Мы должны сами для себя решить, какие из них нам подходят, а какие — нет.

К счастью, мы можем себе позволить посмотреть на европейские ценности трезво и объективно. Это не значит, что мы должны забыть про европейское искусство, объявить ерундой картины мастеров Возрождения, выкинуть из университетской программы европейскую политическую философию или пойти на какие-либо другие эксцентричные шаги.

Уважая и признавая все это, мы совершенно не обязаны следовать прихотям европейских «законодателей мод» там, где речь идет о неприемлемых для нас вещах. К примеру, нам не нужна легализация инцеста и детской эвтаназии, нам не нужны митинги за права зоофилов. Насколько эти проблемы актуальны для Европы и что с ними делать — пусть она решает сама. А мы не обязаны это поддерживать, чтобы считаться «цивилизованными людьми».

Россия — это не ученик, сидящий за партой в ожидании одобрения от Европы как учителя. Наша собственная матрица ценностей должна отвечать интересам нашей страны и особенностям ее культуры. Для этого нужно думать непредвзято и не позволять мифу о Европе затуманивать наше сознание, как это произошло со многими либералами.


Источник: Двойная ложь «европейских ценностей»


  • 1
>>Прагматичные выводы были сделаны. Сейчас эти ценности применяются Европой избирательно как инструмент актуальной политической борьбы. Это прекрасно видно на примере того, как Европа реагирует на события на Украине, фактически отрицая свою собственную идеологию, когда речь идет о жизнях и свободе жителей юго-востока Украины. Не замечая этой проблемы, без разбору называя этих людей преступниками, открытым текстом говоря, что их выбор ничего не стоит. Посмотрите, какое разное отношение к референдумам в Шотландии и в Крыму. Подобное избирательное применение гуманизма наглядно дискредитирует «европейские ценности<<
Вы согласны с утверждением Бречалова, что разное отношение Европы к референдумам в Шотландии и в Крыму связано с разным отношением к шотландцам и крымчанам?

Я бы сказал, здесь более обще: разное отношение к западным европейцам и тем, кто восточнее.
За исключением, возможно, Японии.

То есть, скажем, если бы в Шотландии, вместо нескольких лет политической борьбы и полученного согласия центральной власти на проведение референдума с обещанием признать его результаты, появились бы вдруг отряды вооруженных "вежливых людей" в военной форме без опознавательных знаков, они захватили бы правительственные здания и дислоцирующиеся в Шотландии британские военные части и флот, сместили бы действующие шотландские власти, вместо которых пришли бы самоназначенные фигуры, затем на закрытом заседании парламента Шотландии под присмотром этих вежливых людей была бы провозглашена независимость, и через пять дней жителям Шотландии было бы предложено на референдуме выбрать, хотят ли они обратно в Великобританию или хотят присоединиться, скажем, в качестве 51-го штата к США, - отношение Европы к подобному референдуму было бы все равно сочувственное? Просто потому, что это Европа западная?

Если произошло бы так, то, да: сочувственное. Потому что "в качестве 51-го штата к США".

Есть ли объективные свидетельства в пользу такого заключения?

Хотя бы сравнение количества американских военных баз в Европе и европейских военных баз в США.

На территории Европы в прошедшем столетии были весьма серьезные военные противостояния, а на территории США их не было, отсюда и военные базы.

Это то, почему США смогли разместить свои базы.
А я говорю о последствиях.

Каким образом наличие многих военных баз США в Европе (находящихся там по договорам с правительствами европейских стран) свидетельствует о готовности этих стран поддержать передел европейских границ в пользу США по крымскому образцу?

Наверное, так же, как и пистолет, прижатый к вашему виску, обеспечит вашу значительно большую сговорчивость.

Зачем такие глупые вопросы? Вы пришли троллить?

Я хотел понять ход мыслей людей определенного склада ума. Вы мне помогли, спасибо!

Хм...
Даже стало интересно, что же такое вы поняли?..

Как изящно вы задвинули с Шотландией…

И забыли про Косово.
Из вас вышел бы отличный игрок в карты среди пионеров.

Re: Как изящно вы задвинули с Шотландией…

Я отвечал на пост, в котором конкретно упоминались референдумы в Шотландии и в Крыму.

Двойная ложь «европейских ценностей»

Пользователь anatoel сослался на вашу запись в своей записи «Двойная ложь «европейских ценностей»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Двойная ложь «европейских ценностей» [...]

Где живут дети российской правящей элиты? Правильно, в Европе!
Интересно, где живут дети Александра Бречалова?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account