a_round_loaf


Я верую в светлый разум!..

Знание не имеет хозяев


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Учиться, учиться, и еще раз...
a_round_loaf

Хотите верьте, хотите нет, но образование - это базовый процесс в обществе. И основной показатель деятельности правительства. Еще есть воспитание и молодежная политика, но они тоже в значительной части погружаются в процесс образования, если рассматривать его широко - не только как разучивание таблицы умножения, а в целом, как процесс подготовки образованных и культурных граждан.

Образование, воспитание, культура - это основа, от которой зависит все остальное. Абсолютно все. Любые другие сферы деятельности - вторичны.

Экономика? Не смешите меня. Какую экономику вы собрались строить, если у вас нет образованных людей? Собирать бананы? Или качать газ? Привозить иностранных специалистов чтобы они привезли с собой оборудование, настроили и научили малограмотных мужиков вовремя открывать и закрывать вентиль? Такую экономику вы собираетесь строить, не имея науки и образования?

А вот если экономика лежит в руинах, как после Второй мировой, если страна должна три ВВП за поставки по лендлизу, если все коровы съедены в блокаду, но при этом в стране много грамотных и патриотично воспитанных граждан - тогда через десять лет вы получите и быстрорастущую экономику, и ядерную бомбу, и АЭС, и космос, и все остальное.

Толпа папуасов неизбежно спустит любую экономику в сортир. Любое оборудование, которое белые люди привезут папуасам, будет либо сломано, либо продано, либо потеряно. За ненадобностью. И они даже сами не поймут, как все случилось. Вчера было - сегодня нет. Кто виноват? Ну ясно же, кто...

...

Если система образования разрушена - пиши пропало. Экономика, промышленность, армия, все остальное - становятся временными остаточными явлениями.

...

А это значит, что деятельность любого правительства следует оценивать в первую очередь исходя из того, укрепило оно систему образования и воспитания, либо ослабило. Если укрепило - тогда можно смотреть на состояние экономики, армии, спецслужб и так далее. Можно спорить о сокращении или росте внешних долгов, о налоговой политике, о работе дипломатов, о демократии, о сельском хозяйстве и о чем угодно еще. Но только если система образования укрепилась. Иначе - до свидания.

Если система образования ослаблена - можно смело умножать любые другие достижения правительства на ноль. Да хоть в десять раз увеличивайте ВВП - без массового образования весь рост ВВП достанется кучке крупных бизнесменов, а то и вовсе уйдет за рубеж. Как пришло, так и ушло.

Крепкая армия? Да хоть звезду смерти постройте - идиоты ее через год уронят, хорошо еще если на Солнце, а не на собственную столицу. Поставят вверх ногами датчики бокового отклонения, вколотят их молотком в пазы и понеслась...

Экономика, армия, полиция, запрет казино - при ослаблении системы образования это все медленно, но верно превращается в ноль. Вопрос времени.

Вот мы сейчас поднимем экономику, получим деньги и тогда мы...

Что тогда? Тогда займемся наукой и образованием? Это глупость, достойная Кличко. Или Порошенко, который обещал закончить АТО в считанные часы.

Экономика впереди образования - это телега впереди лошади. Это деньги, которые приходят и успешно растаскиваются по углам. В том числе чиновниками в самой системе образования. Не говоря уже о том, что управленец, работающий в логике "сначала деньги, а потом образование" - всегда будет крутиться на первом шаге. Получив первые деньги, он будет думать "вот сейчас я их удачно вложу, получу еще больше денег и вот тогда вложу в науку". А когда получается прибыль - управленец думает "пока идет прибыль, нужно пользоваться моментом, побольше заработаем, а вот потом займемся наукой". И так до бесконечности. Процесс заканчивается только тогда, когда случается кризис и заработанные ранее деньги спускаются на латание бюджетных дыр. И в конечном итоге остаются одни долги.

Что сделали большевики после революции?

При всех своих ошибках, при всех недостатках, большевики сделали одно очень важное дело, которое полностью компенсировало все прочие упущения и позволило вытащить страну из той пропасти, в которой она оказалась в ходе гражданской войны. Это был ликбез.

До революции Россия была аграрной малограмотной страной. Да, в России была академия наук. Были академики. Было много ученых мужей. Но наука и образование были уделом меньшинства. Большинство было просто безграмотным. В деревнях не умели читать и писать. Доля грамотных по стране составляла около 21%. Три класса церковно-приходской школы - и то не у всех.

Более того, после революции, в ходе гражданской войны, страну покинула значительная часть интеллигенции. И этот провал тоже необходимо было восполнить. И большевики это сделали. Они посадили за парты всех. Всю страну. Сельские клубы, избы-читальни... да, это зачастую преследовало цели революционной пропаганды. Но не только.

...

Да, Сталин сажал людей в лагеря. Но он сажал их еще и за парты. И за парты он посадил гораздо больше, в десятки раз.

Был создан ОСОАВИАХИМ, в рамках которого по всей стране молодежь осваивала технику, занималась авиамоделированием, которое быстро стало популярным занятием (потом вся эта молодежь стала летчиками Второй мировой), занимались радиоделом (будущие техники и связисты).

О какой индустриализации могла идти речь, если бы грамотность в стране оставалась на уровне 20%? Какая победа могла быть у безграмотной аграрной страны во Второй мировой - в войне танков и авиации? О чем вы?

Немца победил не Жуков и не Сталин. Немца победили грамотные и хорошо подготовленные советские люди - миллионы, десятки миллионов грамотных людей. А вот их подготовка - это уже заслуга руководства страны начиная с декрета о ликвидации безграмотности.

Образованный человек может все.

Он может создать экономику, промышленность, может построить самолет и подводную лодку, создать радио и лучший в мире танк, а потом и лучший в мире автомат. Необразованный человек не может ничего. И никакие иностранные инвестиции, оборудование, инструменты, снаряжение, вооружение, боеприпасы впрок ему не пойдут.

...

Кеннеди, тот самый, который президент США, после полета Гагарина, признавая проигранную космическую гонку, сказал: "СССР победил нас за школьной партой".

И это верно. СССР создал такую систему образования, которая дала стране десятки миллионов инженеров и квалифицированных рабочих, из них вышли миллионы ученых и конструкторов, из них - тысячи академиков и руководителей конструкторских бюро. Именно это стало залогом победы в космической гонке. Не разовый вброс каких-то невероятных финансовых средств, а система - система образования.

В 1920 году крестьяне в лаптях, без копейки в кармане, шли в клуб чтобы учиться читать и писать. В 1946 году рабочие после смены шли на вечерние курсы.

Никто не ждал, когда вырастет экономика и появятся деньги чтобы вложить их в науку, построить какой-нибудь институт или поехать учиться уму-разуму за рубеж. Народ учили, не дожидаясь, когда на это появятся деньги. Народ посадили за парты сразу - на следующий день после того, как он вернулся с войны.

А потом уже появилась экономика. Народ, который научился читать и писать, за 10 лет создал новую экономику. Причем дважды. Сначала в 30-е, потом в 50-е. В 50-е годы экономика СССР росла такими темпами, что руководство США и Великобритании опасалось, что при сохранении темпов роста к 70-му году СССР обойдет их по ВВП на душу населения. И это было реально. Сегодня многие оценивают советскую экономику по 80-м годам. Но это в корне неверно. В 70-е годы, во времена брежневского застоя (застой - очень точное определение той эпохи) - развитие страны прекратилось и рост экономики сошел на нет. Но в 60-е и начало 70-х уровень жизни в СССР не уступал среднеевропейскому. И советсккий автопром того времени не был посмешищем. И строительство жилья велось опережающими темпами - половина страны в то время смогла переселиться из бараков и частных домов в отдельные квартиры без подселений.

...

Оценить деятельность правительства можно по одному критерию - развитие или деградация системы образования. Все прочее - вторично.

А теперь посмотрим вокруг.

Я смотрю и я не вижу ОСОАВИАХИМ. И никаких аналогов. Я вижу ночные клубы и продажу курительных смесей. Я вижу бутики. Я вижу торговые центры. Я не вижу клубы авиамоделирования. Где-то они наверное есть, но это надо очень поискать. Что сейчас модно? Нанотехнологии? Беспилотные аппараты? Я не вижу пацанов, запускающих беспилотники на заднем дворе. Так откуда в этой стране будут свои беспилотники?

Я вижу ученых, которые уезжают за границу. Мои личные знакомые. Одни читают лекции за рубежом, другие собираются это делать. Я вижу сокращение преподавателей в ВУЗах. Я вижу, что старейшие ВУЗы города борются за выживание, потому что они не проходят по каким-то формальным критериям, придуманным в министерстве. Потому что у них мало иностранных студентов и низкая рентабельность... Какая может быть рентабельность в ВУЗах? О чем вы?

Я вижу платное образование. Я вижу систему, в которой образование подчинено коммерческим интересам. А это в корне неверно. Я вижу, как в системе образования пилятся бюджеты, уже даже не двуручными пилами, а на промышленных пилорамах. Одна организация из системы образования заказывала у меня услуги и требовала добавить к цене некоторую сумму, которую потом я должен был вернуть. Они уже сами это требуют. Не стесняясь. Они увольняют сотрудников, которые отказываются сдавать деньги на подарок министру. Отказ от участия в разделе бюджета там уже трактуется как нарушение субординации. Что вы хотите от этой системы? Какое образование? Какая наука?

Программисты, которые приходят устраиваться ко мне на работу, не могут выполнить тестовое задание. Слишком сложное? Да нет, это задание уровня лабораторной работы второго курса. Уровень школьной олимпиады, где на выполнение отводился час. А выпускник ВУЗа, который учился пять лет, не может выполнить это задание за четыре часа. Правда на втором курсе подобные задания выполнялись в то время, когда я учился, это было давно. Сегодня наверное такие задания тянут на диплом. Или даже на диссертацию. Но некоторые справляются и сегодня. Правда с каждым годом все реже.

...

Но напоследок скажу о хорошем.

Не все так плохо. Чтобы получить десятки миллионов образованных людей, поднять грамотность до 90%, получить летчиков и связистов, великих конструкторов - Королева, Калашникова, великих ученых - Сахарова, Ландау, чтобы создать лучшие беспилотники, лучшие корабли, лучшие самолеты, лучшие или хотя бы просто современные автомобили, чтобы поднять экономику из руин, вытащить ее из сырьевой трясины, слезть с бананового дерева и создать робототехнику - нужно совсем немного времени. Всего 10-20 лет. Пролетит - не заметишь. Особенно когда это время проводится на на диване в томном ожидании нового айфона, а за партой или в конструкторском бюро.

Понедельник начинается в субботу! Воскресенья в этой системе не должно быть вообще. Так делается будущее. Так страна выходит в космос.

Но для этого нужно чтобы кто-то посадил народ за парты, чтобы кто-то сделал конструкторские бюро престижнее пивных, а лаборатории популярнее бутиков.

И для этого нужна одна маленькая деталька в государстве. Она называется - правительство.

С Днем Знаний, товарищи господа!

Источник: Учиться, учиться, и еще раз...


  • 1
Думаю, что "детальки" мало. Прежде всего нужно само государство....
В сталинские времена образование было, пожалуй, единственным социальным лифтом. А чем сейчас мотивировать учащегося?...

Только возможностью больше наворовать. Пользы ни стране, ни народу это не приносит, кроме вреда.

К тому же, такая мотивация ориентирует не на получение образования, а на получение "корочек"...

Ясный пень!
Потому-то "Я смотрю и я не вижу ОСОАВИАХИМ. И никаких аналогов. ... Я не вижу клубы авиамоделирования."
Они для корочек совсем не обязательны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account